Огнева Татьяна Анатольевна
Материалом для написания данной статьи послужил многолетний опыт автора, полученный в процессе преподавания шахмат как обязательного урока.
Механизм сопротивления один из способов реагирования ребёнка, выражающемся в активном или пассивном несогласии со способом воздействия на него со стороны родителя, педагога, воспитателя. Это естественный защитный механизм, проявляющийся во всех возрастных группах и на протяжении всей жизни. В данной статье рассматривается чрезмерное выражение проявление действия этого механизма у детей младшего школьного возраста в процессе учебной деятельности и наблюдается в любой школе.
Чтобы отличить сопротивление ребенка от других факторов, затрудняющих процесс обучения, необходимо иметь в виду, что потенциал к обучению у таких детей достаточен и процессы внимания развиты на уровне нормы.
Сопротивляются дети обучению по разному, в соответствии со своими индивидуальными особенностями, но объединяет их одно – с трудом подчиняются указаниям обучающего взрослого. Очевидно, что у таких школьников главенствует мотивация безопасности, а не познавательная. Реакция сопротивления у таких детей распознается через частые отвлечения, невнимательность. Педагог вынужден пошагово контролировать учебную деятельность такого ребенка, преодолевая его сопротивление с ощущением тяжелой ноши на плечах. Ошибочно основной проблемой таких детей считается их невнимательность. Также педагог ощущает неявный вызов, когда процесс обучения требует выполнения определенных инструкций со стороны ребенка. У педагога появляется желание поставить такого школьника на место, заставить его подчиняться, то есть бороться с ребенком. Это и есть признак активного сопротивляющегося поведения во время обучения. Главное осознать, что в этой борьбе не будет победителей, а только проигравшие, так как основная задача обучения, развитие познавательной мотивации в этом варианте выполнена не будет. « Больше всех в любви, сочувствии, понимании нуждаются те дети, которые этого не заслуживают». Только терпеливое и понимающее отношение педагога, спасёт эту ситуацию и не даст ребенку озлобиться и выпасть из полноценного учебного процесса. Налаживание контакта с таким ребенком во внеучебной ситуации поможет ему примириться с ролью обучающегося как способом освоения новыми операциональными умениями.
Такое поведение возникает у активных детей, привыкших бороться со строгими родителями, у которых нет гибкости в стиле воспитания. Понятно, что даже строгие, но любящие родители ощущают грань, которую они не могут перейти, поэтому победа обеспечена детям, так как их границы шире. Ощутив приятное чувство победы, его хочется испытать вновь. В дальнейшем происходит перенос этого опыта на ситуацию обучения в первом классе, где учитель ассоциируется со строгими родителями и все повторяется. Замечено, что такие дети не равнодушны к успехам своих товарищей и стараются от них не отстать, и даже спрашивают у них совета и охотно у них обучаются. Это своеобразный способ компенсации неудовлетворяющего их общения со взрослым в процессе обучения, а также помогающий устранить пробелы в знаниях.
Если в раннем детстве ребенок проигрывает борьбу и вынужден подчиняться из страха наказания, то возникает пассивное сопротивление на воспитательное воздействие строгих взрослых, в основе которого образуется негативное восприятие обучающей ситуации. Пассивное сопротивление к ситуации обучения проявляется в отсутствии ориентировочных исследовательских реакций там, где это является залогом успешности в освоении новой деятельности и предполагает повышение внутренней активности обучающихся. Поэтому такие дети производят впечатление не очень способных, но их потенциал раскрывается в сфере дополнительного образования, где безоценочная система и демократический стиль оказывают позитивное воздействие. Похожие симптомы наблюдаются у детей, переживших длительные стрессовые ситуации, под воздействием которых у них начинает проявляться охранное торможение.
Конечно, недостаточность родительского терпения и понимания особенностей и возможностей ребенка, отсутствие гибкости, будут провоцировать к негативному восприятию обучающей ситуации или смещать акценты с обучения на выяснение отношений между родителями и детьми. Но и избыточность родительской опеки, и потакание всем прихотям ведет
к неправильному представлению роли взрослого в процессе обучения, как обслуживающего и развлекающего персонала. Если по ходу обучения необходимо проявить терпение и упорство в овладении новыми навыками, то такие дети будут раздражены и возмущены несоответствием своих ожиданий от учебного процесса, как от приятного и зрелищного мероприятия.
Игровые задания, повышающие операциональные умения, требующие терпения, аккуратности могут способствовать у таких детей развитию волевой сферы. Это эффективный способ коррекции их отношения к учебной деятельности.
В семьях без теплых эмоциональных привязанностей между родителями и детьми, последние привыкают быть самостоятельными и часто сами определяют для себя свою зону ближайшего развития, через постановку собственных целей, которые они стараются достичь. Если цели и характер обучения вписывается в его зону ближайшего развития, то учебный процесс пойдет без особых проблем. Если же – наоборот, то у них будет возникать сопротивление, выражающееся в уходе от данного вида учебной деятельности.
Интересно, что дети перенесшие опыт негативного общения с родителями на учебный процесс, любят обучаться по развивающим компьютерным программам. Но компьютер не обладает педагогической чуткостью, не умеет дать направление мысли при затруднениях, испытываемых ребенком, оказать моральную поддержку, именно то, что и составляет суть педагогического общения, а не просто трансляция знаний и надзирание за уровнем исполнения.
Недоучет и недооценка фактора сопротивления учебной деятельности ребенком, часто ведет к ошибочным выводам о нем как о невнимательном ученике или неспособным к обучению и уводит от истинных причин, приводящих к низкой успеваемости, что существенно сужает его зону ближайшего развития.
Итак, ребенок приходит в первый класс уже со сложившимися стереотипами реагирования на взаимодействие с взрослым, во многом определяющими успешность его обучения. Взрослый, собеседующий с ребенком для определения класса подходящего ему по уровню или учитель, ведущий первый класс, чувствуют в процессе общения и обучения проявления сопротивления, но относят это скорее к проблемам в развитии и недостатку способностей. Если уже в начальной школе принята система разноуровневых классов, то нетрудно догадаться каких детей будет больше всего в самых обычных классах, конечно явно или неявно сопротивляющихся процессу обучения уже с первого класса. Естественная, защитная реакция учителя такого класса эмоциональная отгороженность. Такое отношение не решает проблему, а только усугубляет и закрепляет отсутствие положительного опыта общения с взрослыми в процессе учебной деятельности.
В рассмотренных выше описаниях сопротивляющегося поведения в конце каждого были приведены способы стихийной компенсации отсутствия поддержки взрослых, но результатом такого сопротивляющегося поведения, является обесценивание учебной деятельности намного раньше подросткового возраста, когда это является закономерным.
Возможно, для решения проблемы сопротивляющегося поведения в обучении, следует создавать консультационные психологические центры в каждом микрорайоне, где специалисты будут помогать гармонизировать стиль детско-родительских отношений, которые во многом определяют, будет ли ребенок открыт миру или на долгие годы он будет нести тяжелый груз в одиночку, так как не привык делить его со взрослым.